Статьи
Как «поумнели» уличные фонари
Все больше сложных, так называемых «высоких», технологий проникает в нашу жизнь. Они неприметны, гармонично вплетаются в городскую экосистему, никому не мешают, скромно несут свою службу с пользой для повседневной жизнедеятельности человека. На первый взгляд простые и привычные вещи обретают сложную умную экипировку, превращаясь в эффективный интеллектуальный элемент муниципальной инфраструктуры.
Речь идёт об уличных фонарях. Самое главное в них это, конечно же, источник света - осветитель. Первые осветители появились в XV веке и были масляными, затем керосиновыми, газовыми и лишь с открытием электричества они обзавелись хорошо знакомыми нам лампами накаливания, которые эволюционировали до гораздо более экономичных потомков - люминесцентных, галогеновых и светодиодных. Но это ещё не всё. Уличный фонарь не стал бы таковым и никогда не покинул пределы помещений, если бы не его основа - столб или опора уличного освещения, как она называется в своём личном «паспорте».
Первые стационарные фонари на опорах появились в России в конце XVII века, чем вызвали к жизни овеянную романтическим флёром профессию фонарщика. С тех пор уличные светильники значительно поумнели и обрели не только датчики света и движения, но и специальные контроллеры горения. Мало того, что они следят за силой света в зависимости от ситуации вокруг, но ещё и постоянно передают информацию о своем состоянии диспетчеру, в том числе, о поломках и приближении срока очередного сервисного обслуживания.
Представим, что диспетчеру пришло оповещение о перегоревшей лампе на фонарном столбе «номер такой-то», расположенном на скоростной автомагистрали. Диспетчеру нужно отправить сервисную службу, но как быстро найти нужный столб, да ещё и на скорости? Не так давно его искали по примерным координатам (улица или километр) и табличке с «номером таким-то». Это был довольно долгий, трудоёмкий процесс, связанный с рисками, особенно в ненастную погоду и в темноте. При ремонте в дневное время приходилось включать все светильники на определённой линии, чтобы определить неработающую.
Сейчас это не требуется. Несколько лет тому назад на помощь пришла технология радиочастотной идентификации (RFID). Как оказалось, специальные RFID-метки легко справляются с этой задачей и, к тому же, сопоставимы по цене с обыкновенной металлической номерной табличкой.
И вот уже мчится сервисный автомобиль на вызов! Современный фонарщик оснащён считывателем с антенной и компьютером со специальной программой. Эта программа способна определить приближение нужной опоры по соседним радиометкам. Таким образом, водитель заранее снижает скорость и останавливается ровно у столба с лампой, требующей обслуживания. Так работает радиочастотная метка - идентифицирует нужный столб, посредством считывателя передаёт информацию в базу данных, где в «паспорте» конкретного столба содержатся все его сведения: местонахождение, срок службы, совершённые с ним операции, закреплённое на нём оборудование, включая контроллер горения.
В целом, механизм прост и понятен, но как выбрать радиометку? Список требований внушительный; она должна быть: антивандальной, всепогодной, герметичной, выдерживать дождь, снег, грязь ультрафиолет, агрессивную среду автомобильной дороги (реагенты, моющие средства, осадок выхлопных газов), должна легко монтироваться к столбу без его повреждения, должна находиться в верхней части столба, обладать большой дальностью считывания (не менее 8 м) и, к тому же, стоить не больше обычной таблички с номером. Хороша задачка!
RFID-метка
S-Tag® "Quest"
больше
И здесь на сцену выходит главная героиня этого рассказа – радиометка «Квест». Если быть точными, её полное имя – S-Tag «Quest», была создана в Инжиниринговом центре ГК «Силтэк» в г. Дмитров Московской области в 2018 году и имеет свой патент. Основная отличительная черта этой метки – расположение антенны внутри корпуса под углом. Это нужно для того, чтобы закрепить её в верхней части опоры и при этом сохранить прямое направление антенны к считывателю, установленному на проезжающем внизу автомобиле. При такой конструкции и размещении оптимально сохраняется заданная дальность считывания радиометки.
Вторая особенность S-Tag «Quest» - монтаж при помощи одной широкой стальной или пластиковой упаковочной ленты, что позволяет использовать стандартный инструмент, упрощает и ускоряет процесс установки. И третье преимущество – материал метки устойчив ко всем погодным условиям и агрессивной среде автодороги. Прежде чем выйти на улицы города, «Квест» выдержала несколько этапов тестирования: её нагревали до 120 градусов, замораживали до - 60 градусов, закапывали в снег, били, бросали, испытывали мощность сигнала в безэховой камере и непосредственно на дорогах.
RFID-метка «Квест» производится там же, где и была разработана, в г. Дмитров; из полностью российских материалов, включая электронный компонент – инлей (антенна + чип). На данный момент выпущено и установлено на опорах освещения вдоль московских автодорог более 200 тысяч этих меток. Впрочем, эта радиометка может принести пользу и на других объектах внутри и вне помещений, где желательно размещение на высоте.
Дмитрий Нечаев, Диана Ростовцева, vc.ru, 11 марта 2022 г.
Читать статью в источнике.
Другие статьи по теме:
RFID-метки от «Силтэк»: на защите честного бизнеса
Нужное – читать, ненужное – не читать
Разработка RFID-меток: что нового?
RFID: всему свое место
Маленькие умные метки
Интервью М. Селиванова CNews: "Популярность RFID-меток в России продиктована необходимостью тотальной маркировки"
RFID в России: в каких отраслях будет рост применения в 2020 году
RFID – волшебные радиоволны
Использование в складской логистике RFID-технологий может дать большой эффект
Россия стоит на пороге RFID-бума
Стройка нового формата